8-10 лет | инженерное дело
КИНЕЗИС

Участники мастерской изучали кинетическое искусство, наблюдали за движением и анализировали его механику.

На занятиях юные архитекторы выяснили, что художественный объект может трансформироваться или физически перемещаться под воздействием самых разных причин: силы ветра, мотора, электромагнитного поля или при участии зрителя.

Ребята много экспериментировали, пытались влиять на движущие силы и создавали свои. В качестве главного источника вдохновения мы использовали идеи и работы художников, архитекторов и скульпторов начала ХХ века: Александра Колдера, Виктора Вазарели и Вячеслава Колейчука.
сентябрь
АЛЕКСАНДР КОЛДЕР
Изучение кинетического искусства мы начали со знакомства с работами Александра Колдера.

Александр Колдер — потомственный американский скульптор. Инженерные знания позволили ему создавать уникальные скульптуры, приводимые в движение силой стихий и законами физики.

ПРОВОЛОЧНЫЙ ПОРТРЕТ

Александр Колдер начал свой путь в искусстве с пространственных рисунков, которые художник создавал из мягкой проволоки прямо в воздухе, без кистей и холста.

Мы тоже решили открыть нашу мастерскую трансформацией проволоки в пространстве. Юные архитекторы исследовали пропорции своего лица и попытались передать в автопортретах характерные черты, которые делают ребят уникальными.
СТАБИЛЬ — МОБИЛЬ

Знакомиться с механикой движения юные архитекторы начали на примере стабилей и мобилей Александра Колдера, которые принесли художнику известность в сфере кинетического искусства.

➖ Стабили — монументальные городские скульптуры из металла.
➖ Мобили — парящие балансирующие конструкции.

В процессе создания стабилей ребята исследовали, как тонкая бумага может стать крепкой и прочной благодаря ребрам жесткости. А в работе над мобилями участники мастерской искали равновесие разных по массе тел. Совместив мобили и стабили в итоговом проекте, ребята получили балансирующую конструкцию на жестком основании.
октябрь
ВИКТОР ВАЗАРЕЛИ
Виктор Вазарели — основатель художественного направления «оп-арт». Этот неординарный французский художник на протяжении всей жизни старался удивить зрителя и обмануть его мозг. С помощью компоновки плоских и пространственных фигур, статических и динамических орнаментов Виктор Вазарели создавал разнообразные оптические иллюзии.

Ребята исследовали методы художника, освоили работу с тушью и каллиграфическим пером, научились создавать иллюзию объёма с помощью графики и узнали, что такое варио-эффект.

В качестве финальной работы в октябре юные архитекторы создали подвесную объёмную инсталляцию, рождающую ощущение глубины пространства.

ПАТТЕРН

Чтобы освоиться в мире графических иллюзий, сначала ребята тренировались создавать разные вариации узоров и паттернов без линейки при помощи каллиграфического пера.
ИЛЛЮЗИЯ ОБЪЕМА

Наиболее известные работы Виктора Вазарели связаны с иллюзией движения или объема.

Мы исследовали самые распространенные приемы художника и попробовали при помощи линейки изобразить объемные клетчатые фигуры на плоскости.
ВАРИО-ЭФФЕКТ

Многие из вас видели картинки с двумя изображениями, которые сменяют друг друга в зависимости от угла наблюдения. А знаете ли вы, как называется этот оптический эффект и благодаря чему он возникает?

Участники мастерской разобрались, как устроен варио-эффект и сделали свои карточки с изображениями интерьера и экстерьера. В процессе выполнения этого задания ребята практиковались аккуратно работать ножом и линейкой.
ИЛЛЮЗИЯ ПРОСТРАНСТВА

Помимо иллюзий движения и объема участники мастерской попробовали воссоздать иллюзию пространства, которую можно встретить в городской среде.

Для этого ребята выяснили, чем ритм отличается от повтора, и создали фасады домов. Каждый участник мастерской сделал свой фрагмент улицы, после чего мы последовательно соединили работы ребят и получили пространственную иллюзию заката над городом.
НОЯБРЬ
ВЯЧЕСЛАВ КОЛЕЙЧУК


Вячеслав Колейчук — российский художник, изобретатель, дизайнер, архитектор, педагог и представитель кинетического направления в современном искусстве.

Всю жизнь Вячеслав Колейчук исследовал структуры, трансформировал обычное в необычное и создавал новые классы форм. Уникальный творческий метод Вячеслава Колейчука органично сочетал в себе художественный и инженерный подход: его новации в создании конструкций становились одновременно фактом нового искусства.

Весь ноябрь, вдохновляясь работами художника, мы посвятили изучению пластики плоских форм. А в качестве итогового задания ноября юные архитекторы создали кинетическую скульптуру.

МЁБИУС

Знакомство с творчеством Вячеслава Колейчука мы начали с его «невозможных объектов».

Ребята увидели, как художник может играть с геометрией, поэкспериментировали со свойствами бумаги и создали собственные обтекаемые композиции.

В этом исследовании участники мастерской опирались на работу, в которой Вячеслав Колейчук переосмыслил ленту Мебиуса.
ВЕТРОГЕНЕРАТОР

Как и многих изобретателей нашего времени, Вячеслава Колейчука заботила проблема экологии и возобновляемой энергии.

Участники мастерской выбрали для собственных исследований энергию ветра. Ребята выяснили, что ветряные установки могут быть совершенно разной формы и конфигурации. В качестве практического задания юные архитекторы создали свои ветрогенераторы, чьи необычные лопасти крутятся от движения воздуха.
ВРАЩЕНИЕ

В своих экспериментальных работах Вячеслав Колейчук часто применял принцип вращения элементов вокруг своей оси.

На заключительном занятии ноября мы решили использовать этот прием. Изменяя масштаб модульных геометрических элементов, ребята собрали скульптуры параболической формы. В результате у каждого участника мастерской получился объект, который при вращении образует необычные комбинации спиралей.
декабрь
ДВИЖЕНИЕ
В декабре мы решили обобщить накопленные за семестр знания и поэкспериментировать с новыми приемами из кинетического искусства.
ГОРКА

Многие художники экспериментировали с гравитацией и придумывали необычные масштабные горки для шариков.

Мы не могли пройти мимо таких интересных инженерных изобретений и усилиями всех участников мастерской сделали длинную дорожку с уклоном. При конструировании этого грандиозного объекта ребята применили свои инженерные навыки и продемонстрировали, какой завораживающей может быть сила гравитации.
КУРАТОРЫ МАСТЕРСКОЙ

Анастасия Гуляева
архитектор бюро Delo Design

Ольга Кузьмина
архитектор бюро Arch.Katarsis
ЮНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ

Федор Зленко
Евдоким Мянчинский
Маттс Хеллат
Алиса Горлина
Ксения Ашмарина
Костин Александр
Константин Сильман
Агата Пантелеева
Егор Чарин
Ян Ганопольский
Георгий Камеров
Егор Дмитриев
Владимир Иванов
Анастасия Архипова
Флавий Васильев